Сравните цены на лечение в клиниках Израиля и сэкономьте до 30% от стоимости!

Сомневаетесь какую клинику выбрать?

Введите Ваш номер телефона и получите бесплатную консультацию по выбору клиники и врача за рубежом!

  • Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.

Вклад витамина D в развитие статин-ассоциированной миалгии

17.03.2017

17 Марта 2017

Примерно у 1-2%, получающих ингибиторы 3-гидрокси-3-метил-глутарил-КоА-редуктазы (статины) по поводу гиперлипидемии развивается миалгия. Боль в мышцах возникает при этом как самостоятельно, так и при соприкосновении. Важно отметить, что миалгия ассоциирована с низкой приверженностью терапии и прекращением лечения.

Статины и витамин D

Патогенез статин-ассоциированной миалгии не до конца ясен. Одним из звеньев патогенеза является дефицит витамина D. Отмечено, что дефицит витамина сам по себе ассоциирован с мышечной болью. При этом, согласно результатам исследований, статины могут влиять на уровень витамина D по-разному. Учитывая, что ЛПНП необходим для выработки витамина и статины снижают показатель ЛПНП, предполагается, что на фоне терапии снижается уровень и самого витамина. С другой стороны, витамин D и статины метаболизуются при помощи цитохрома P450 3A4 (CYP3A4) и конкурентное ингибирование CYP3A4 статинами может приводить к увеличению уровня витамина D.

Результаты исследований

  • Согласно результатам нескольких ретроспективных исследований, низкая концентрация витамина Д ассоциирована с повышенным риском развития статин-индуцированной миалгии. В анализе Shantha и соавт продемонстрировано, что у пациентов с уровнем витамина в нижней квартили риск миалгии повышен в 1,21 раз, по сравнению с лицами, с концентрацией в верхней квартили. Также было показано, что уровень 15 нг/мл или ниже положительно коррелирует с развитием миалгии.
  • В другом клиническом исследовании показано, что уровень витамина D 15 нг/мл и ниже сопряжен с увеличением риска миалгии у лиц, получающих статины, в 1,9 раз по сравнению с индивидуумами, не использующими статины. При этом у лиц, находящихся на терапии статинами, но уровень витамина у которых был высоким, повышения частоты миалгии не выявлено. 
  • Интересны результаты мета-анализа, показавшего, что концентрация витамина значительно снижена у больных с симптомами миалгии, получающих статины, по сравнению с асимптомными пациентами. Различие между группами по уровню витамина составило 9,4 нг/мл.

Необходимо отметить, что не во всех исследованиях выявлена положительная ассоциация между уровнем витамина и развитием миалгии.  Важно знать, что примерно 50% репортируемых симптомов миалгии у пациентов, получающих статины, на самом деле не связаны с гиполипидемической терапией.

  • В нескольких неконтролируемых исследованиях изучено влияние витамина D2 (эргокальциферол) в дозе 50 000 — 100 000 ЕД в неделю на миалгию, связанную со статинотерапией у больных с низким уровнем витамина D. Отмечено разрешение симптомов миалгии примерно у 90% больных. В данных исследованиях уровень витамина D рассматривался как сниженный при значении <32 нг/мл.

Таким образом, однозначной точки зрения о взаимоотношениях статинов, уровня витамина D и миалгии в настоящее время нет. 

Источник: Philip J. Gregory. medscape. March 2017.

(Why?)

Опубликовано: Thu, 16 Mar 2017 21:00:00 +0000
Источник

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 5 из 5)


Сравните цены на лечение в клиниках Израиля и сэкономьте до 30% от стоимости!

Отделения
Популярные врачи
Доктор Рам Эйтан

Доктор Рам Эйтан

Онкогинеколог

Профессор Шломи Константини

Профессор Шломи Константини

Нейрохирург, специалист в области детской нейрохирургии

Доктор Яков Коэн

Доктор Яков Коэн

Гинеколог

Все врачи