России предрекли эпидемию циррозов
Ситуацию с неуклонным распространением хронического вирусного гепатита в России эксперты считают тяжелой и предрекают уже через 10 лет резкий рост числа пациентов с циррозами вирусной этиологии, что потребует значительных финансовых затрат. Это произойдет в том случае, если в ближайшее время не увеличить охват населения диагностикой, а инфицированных пациентов противовирусным лечением.
У 20-40% пациентов, перенесших острый гепатит С, вирус исчезает самостоятельно, но у большинства (60-80%) становится хроническим. С 1999 года заболеваемость хроническим гепатитом С (ХГС) в России почти утроилась – с 12,9 случаев до 36,2 на 100 тысяч населения. Мнение экспертов по числу инфицированных в РФ расходится: по экспертным оценкам, это 4,5-6,5 млн. человек, по официальным данным – в пределах 1,85 млн.
– Проблема хронических вирусных гепатитов в ЦФО и РФ с каждым годом становится все более актуальной. Несмотря на появление новых высокоэффективных противовирусных препаратов, схем терапии, количество впервые выявленных больных хроническими вирусными гепатитами В и С, в том числе, на стадии цирроза, значительно превышает количество получивших противовирусную терапию. И связано это не только с проблемой доступности препаратов, но и с недостаточным охватом диагностикой, недостатками в организации оказания качественной и своевременной специализированной медицинской помощи, нехваткой квалифицированных кадров, дефицитом коек и многим другим, — говорит главный внештатный специалист по инфекционным болезням Центрального федерального округа Ирина Трагира.
Тем временем, Россия в мае 2016 года подписала первую в истории Глобальную стратегию ВОЗ по борьбе с вирусными гепатитами, в которой поставлена цель по ликвидации гепатита как угрозы здоровью населения к 2030 года. Поставлена задача обеспечить к этому времени лечением 80% больных.
«Как и другие страны, мы должны в 6-10 раз сократить число инфицированных, и не менее чем в 3 раза число смертей вследствие вирусного гепатита. В любом случае, если сегодня мы не начнем лечить этих людей, уже через 5-10 лет мы столкнемся с тяжелейшей ситуацией по количеству больных циррозом печени вирусной этиологии», — говорит Ирина Шестакова.
Уже сегодня от заболеваний печени умирает вдвое больше людей, чем от ДТП. Если в 1990 году рак печени был на 24 месте в структуре основных причин смерти, то в 2010 году переместился на 16-е место. И одна из причин – масштабное распространение вирусных гепатитов. Прогноз по естественному течению инфекции крайне неблагоприятен. «Официальная статистика инфицированных как в нашей стране, так и в мире, далека от реальной. Не исключено, что мы знаем лишь о пятой части людей, которые реально заражены. Лечение же получают менее 15% пациентов, выявляемых в год. При этом 96% больных хроническим гепатитом С — взрослые, 82% из них трудоспособного возраста. Особую тревогу вызывает тот факт, что каждый четвертый из умерших от ХГС узнает о своем диагнозе в год смерти. При сохранении динамики роста новых случаев к 2030 году количество инфицированных может вырасти еще на полмиллиона. И тогда мы столкнемся еще с одной проблемой — необходимости оказания медицинской помощи, в т.ч., и дорогостоящей трансплантации печени, большому числу больных, которые не получили своевременной противовирусной терапии на ранней стадии хронического гепатита С. Мы посчитали, что ежегодное увеличение охвата противовирусной терапией пациентов с ХГС и достижение к 2019 году показателя 123 800 человек в год, приведет с снижению числа пациентов с ХГС на 40%, а число пациентов с раком печени, циррозом печени и умерших вследствие других ассоциированных с гепатитом заболеваний печени снизится на 65%, 74% и 68%, соответственно. Особенно беспокоит то, что ряд пациентов, которые получали противовирусную терапию, не завершили курс лечения. И среди них в том числе и те больные, которые сначала лечатся, а потом самостоятельно, без объективных причин, прерывают лечение. Это не только удар по их здоровью, но и выброшенные на ветер бюджетные средства», — продолжает Ирина Викторовна.
В России разрабатываются новые стандарты лечения ХГС. Но на 2017 год так и не удалось включить в Перечень Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) три новых лекарства для лечения ХГС. Лекарства прямого противовирусного действия, которые появились в последние годы, позволяют лечить гепатит С с эффективностью, достигающей 98-100% в зависимости от генотипа вируса. «Но и предыдущее поколение лекарств — интерфероны — нельзя сбрасывать со счетов. Эффективность этих препаратов достигает 75%, и большинство пациентов хорошо переносят такую терапию. При выборе лечения подход должен быть строго индивидуальным. Хотя цены на новые препараты высокие, мы не можем допустить роста смертности от инфекционной болезни, которая лечится. К тому же, повторяю, трансплантация печени обходится значительно дороже. И еще есть серьезная проблема. Не имея финансовых возможностей купить новые препараты, пациент начинает участвовать в «теневой цепочке» реализации на территории нашей страны незарегистрированных лекарственных средств, распространяемых в Интернете», — замечает доктор Шестакова.
По ее мнению, для решения проблем, связанных с вирусными гепатитами, в стране необходим регистр пациентов. А еще пора разработать программу по профилактике и борьбе с вирусными гепатитами, не ограничивающуюся какими-то сроками. На конференции Ирина Шестакова объявила о начале Всероссийского информационно-образовательного проекта, посвященного вирусным гепатитам, который реализуется профессиональным сообществом врачей-инфекционистов: Международной ассоциацией специалистов в области инфекций (МАСОИ), первым регионом в котором стал Липецк и Липецкая область. Он призван повысить качество медицинской помощи, доступность диагностики, лечения и профилактики.
Опубликовано: Fri, 24 Mar 2017 17:54:45 +0000
Источник