На приёме у врача. Помогли бы сегодня Игнацу Земмельвайсу и Юрию Тынянову?
На приёме у врача. Помогли бы сегодня Игнацу Земмельвайсу и Юрию Тынянову?
Игнац Земмельвайс
Возле больницы Святого Роха в Будапеште стоит памятник выдающемуся акушеру с надписью: «Спасителю матерей». Памятник установлен на пожертвования врачей всего мира. А когда-то коллеги не поверили Игнацу, утверждавшему, что высокая смертность рожениц от заражения крови была вызвана тем, что врачи не моют руки перед принятием родов.
Тактика «чистых рук»
Игнац пытался понять, почему смертность женщин, рожающих в больницах, гораздо выше, чем при домашних родах. Врачи в больницах тогда много практиковались в прозекторских и принимать роды часто прибегали сразу после вскрытия трупов, только вытерев руки носовым платком. О микробах ещё ничего не было известно. Игнац заставил врачей мыть руки раствором хлорной извести, в результате смертность рожениц в десятки раз уменьшилась. Вдохновлённый успехом, Земмельвайс стал писать письма своим европейским коллегам с предложением перенять его опыт, печатал эти письма в прессе, на собственные деньги проводил обучение врачей. Но его примеру, увы, следовали единицы. Главный врач больницы запретил публиковать статистику смертности рожениц, статьи в журналах посчитал доносом и уволил Игнаца. Земмельвайс то впадал в отчаяние, то вновь загорался просветительской миссией. В конце концов, его деятельность стала так раздражать коллег, что они обманом завлекли Игнаца в психиатрическую лечебницу, объявив, что доктор психически нездоров. Земмельвайс пытался бежать, тогда на него надели смирительную рубашку, а для верности силой напоили слабительным. Через две недели выдающийся врач скончался.
Вскрытие покажет
Земмельвайс был реабилитирован в глазах общественности только через десятки лет после смерти, когда его гипотезы получили научное подтверждение. В 1966 году в Будапеште провели эксгумацию останков великого акушера и с помощью современной аппаратуры обнаружили у него признаки остеомиелита — поражения костной ткани гнойной инфекцией. Тогда же увидели сломанные в нескольких местах руки — результат избиения доктора санитарами психиатрической больницы.
Исследователи тщательно изучили протокол вскрытия тела своего соотечественника, прочитали воспоминания его друзей и родных. Версия о психическом заболевании не выдерживала никакой критики. Да, Земмельвайс так активно продвигал свой, как бы сейчас сказали, метод асептики, что его коллеги чувствовали угрозу своему положению, но во всём другом он был вполне адекватен. Кстати, в психологии теперь существует термин «рефлекс Земмельвайса» — категорическое неприятие новой научной идеи, если она не соответствует общепринятым представлениям.
В протоколе вскрытия была любопытная запись о флегмоне (гнойном воспалении тканей) среднего пальца правой руки, которая осложнилась гангреной. Друзья доктора вспоминали, что он порезался во время вскрытия трупа. Удивительно, что Земмельвайс умер от заражения крови — от той же причины, от которой он хотел спасти рожениц.
Современный подход
При заражении крови обязательна госпитализация. Больному проводят массивную терапию антибиотиками, переливают плазму крови для очищения организма от продуктов отравления. Необходим приём иммуностимуляторов и витаминов. В поражённой кости сверлят отверстие для удаления гноя. Прогноз зависит от степени тяжести заражения и времени начала лечения.
Юрий Тынянов
Автор знаменитых романов «Пушкин», «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара» не думал о писательской карьере. Но однажды, нуждаясь в деньгах, принял предложение Корнея Чуковского написать популярную брошюру о Кюхельбекере. В результате родился исторический роман, который переиздают и читают до сих пор, а Тынянов стал писателем.
Диагноз неизвестен
В 1925 году Тынянов стал жаловаться друзьям, что ему сложно двигаться и это сильно отражается на сочинительстве. Через год он обратился в лучшее на тот момент неврологическое отделение Военно-морской академии. Не ясно, какой диагноз ему поставил врач, выслушав жалобы на онемение ног, ощущение мурашек и частые спазмы мышц. Но вердикт доктора явно насторожил Тынянова, и он стал хлопотать о лечении за границей.
В 1928 году Юрий поехал в Германию. Оттуда он с радостью писал, что немецкие врачи не нашли у него ничего серьёзного и утверждают, что это состояние связано с неправильным обменом веществ.
Современные врачи до сих пор спорят, почему немецкие светила не по-ставили правильного диагноза. Ведь признаки рассеянного склероза уже были известны. Скорее всего, медики не хотели пугать писателя, так как вылечить рассеянный склероз невозможно. Другое предположение — увлечение европейских врачей теорией, что причиной почти всех болезней является пресловутый неправильный обмен веществ. Иными словами, этот диагноз был модным.
Всё хуже и хуже
При рассеянном склерозе поражаются оболочки нервных волокон головного и спинного мозга. Болезнь часто заканчивается слепотой и обездвиженностью. Всю зиму 1930 года Тынянов провёл не выходя из дома — настолько тяжело было передвигаться. Но потом, как и бывает при рассеянном склерозе, плохое состояние сменилось улучшением, во время которого писатель много работал и путешествовал.
Следующие пять лет знаменательны тем, что ему наконец-то поставили правильный диагноз, были проведены консультации с самыми видными советскими врачами, но они, к сожалению, ничем не могли помочь больному.
В 1935 году, когда болезнь вновь обострилась, Тынянов уже был известным писателем. Его направили на консультацию к лучшим медикам: на тот момент ими считались французские врачи. Но и французы не помогли. Лечение они рекомендовали такое же, как и советские коллеги: постельный режим во время обострения, углекислые ванны, препараты брома, гимнастика и массаж, тонизирующие лекарства — соли мышьяка и хинин.
Дальше всё было хуже и хуже. Постепенно утрачивалась способность передвигаться, Тынянов не мог самостоятельно работать, читать, есть. Отношения в семье разладились настолько, что писатель пытался покончить с собой. Во время войны его увезли в эвакуацию, там он написал несколько рассказов, а в 1943 году вернулся в Москву. Двигаться к этому времени он уже не мог.
Умер Тынянов от пневмонии, с которой ослабленный организм не справился.
Современный подход
Лечение рассеянного склероза зависит от формы заболевания. Пациентам регулярно проводят МРТ-исследование и иммунологический анализ крови, чтобы понять течение болезни в данный момент времени. Назначают гормоны, цитостатики, миорелаксанты. В период ремиссии — санаторно-курортное лечение, массаж, гимнастику. Прогноз неблагоприятный, но современное лечение позволяет продлить периоды ремиссии и улучшить качество жизни.
Published at Sat, 09 Sep 2017 20:44:00 +0000